Информационный портал полуострова Крым

Сегодня: 26.10.2020 г.
Доллар США 76,4667
Евро 90,4142

Личный кабинет

«Какой *** [ерундой] мы занимаемся!»

TS0D5CD0«Цифровой контроль» в Москве пока толком не работает. Журналистка Znak.com прошлась по городу
Контроль цифровых пропусков в Москве работает выборочно или не работает вовсе. Это выяснила журналистка Znak.com, опробовав на себе пропускную систему, которая сегодня запустилась в столице. С самого утра социальные сети пестрили фотографиями многокилометровых пробок из машин, скопившихся почти на всех крупных магистралях в сторону центра. Москвичи публиковали фотографии длинных очередей на станциях метро, где сотрудники полиции проверяли наличие цифровых пропусков. Однако уже к полудню ситуация кардинально изменилась — цифровые пропуска не проверяли ни в метро, ни в автобусах, ни в такси, ни в самом центре Москвы.
«Я просто фотографировал пропуска на телефон»
Выдавать цифровые пропуска в столице официально начали 13 апреля, получить их можно было тремя способами: на сайте правительства, с помощью смс-сообщения и по телефону горячей линии. Однако уже в первый день сайты мэрии Москвы, государственных услуг и отдельный портал для оформления цифровых пропусков оказались недоступны. В оперативном штабе объясняли это тем, что на сервера mos.ru были совершены бот-атаки, «в том числе из-за рубежа».
Чтобы получить цифровой пропуск, необходимо иметь доступ к информационным ресурсам Москвы. Получить регистрацию на mos.ru можно, например, с помощью аккаунта на сайте Госуслуг. Следующий шаг — предоставить доступ к просмотру адреса электронной почты, номера телефона, паспортных данных, ИНН и СНИЛС, данных о контактах и адресах. Затем нужно указать адрес начала и окончания следования, а также цель поездки. После чего на экране смартфона появляется QR-код, который, как заявляли власти, и будут проверять сотрудники полиции.
Утром в Москве случился транспортный коллапс: автомобилисты стояли в многокилометровых пробках на Ленинградском, Каширском, Ярославском, Щелковском, Варшавском, Боровском, Можайском, Дмитровском шоссе. Ситуация на дорогах мало чем отличалась от привычного утра в столице в «мирное время». Пассажиры подземки на некоторых станциях метро выстраивались в длинные очереди, так как у каждого из них сотрудники полиции проверяли наличие QR-кода.
Нарушение правил социального дистанцирования при этом оказалось таким вопиющим, что мэр Сергей Собянин поспешил оправдаться и сказал, что очереди в метро образовались из-за «проверочных мероприятий, проводимых ГУВД». «Переговорил с начальником ГУВД, попросил организовать работу таким образом, чтобы дальнейшие проверки не приводили к массовому скоплению людей. Очереди устранены. Работа нормализована», — написал градоначальник в своем Twitter.
Видимо, просьба Собянина сотрудниками полиции была воспринята излишне буквально. Ведь к 10:00 мск на станциях метро сотрудники полиции, по наблюдениям корреспондента Znak.com, вообще не проверяли наличие цифровых пропусков. Так, на конечной станции серой ветки метро «Бульвар Дмитрия Донского» ни один из пяти сотрудников полиции, на каждом из которых были медицинские маски и резиновые перчатки, не подошел ни к одному пассажиру подземки за то время, пока на перрон дважды прибывали поезда. «Я сегодня ехала на маршрутке до метро [станция „Бульвар Дмитрия Донского“], вот сейчас поеду до „Нагатинской“ к репетитору перед ЕГЭ, мне неудобно заниматься дистанционно, мне нужен педагог рядом. Пока никто пропуск не спрашивал, но он у меня есть. Я сделала пропуск „для личных целей“, мне двух поездок [в неделю] к репетитору хватит», — рассказала Znak.com 17-летняя Анна.
Но далеко не все москвичи, спустившиеся в метро, имели при себе пропуска. Среди 15 жителей столицы, с кем поговорил корреспондент Znak.com, только у семерых был с собой цифровой пропуск. «У меня пропуск для похода в больницу, если надо будет завтра поехать куда-то, сделаю пропуск для личных целей, потом снова к врачу», — поделилась своей методикой 28-летняя Мария, направлявшаяся на север Москвы. По словам девушки, пропуск у нее проверяли на «Калужской»: «Пока я ждала поезд, подошел сотрудник [полиции], представился, попросил показать пропуск, я показала скриншот на телефоне, он его посмотрел, и все, паспорт не спрашивал. Если это можно назвать проверкой пропуска, то да, у меня его проверяли».
К слову, за все два часа, что корреспондент Znak.com пересаживался с одной станции метро на другую, ни один сотрудник полиции не попросил показать никакие документы. Ни намеренное курсирование вокруг сотрудников полиции на «Боровицкой», ни просьба сориентировать по номерам выхода со станции «Охотный ряд» не стали причиной проверки пропуска.
«Вас тоже сегодня поставили на конечные станции с утра пропуска проверять? — общались между собой силовики на станции „Охотный ряд“. — Нам просто сказали выйти на конечные, проехать пять станций в сторону центра, попроверять там, потом ехать в центр». «Какой *** [ерундой] мы занимаемся!» — сказал один из сержантов, опустив медицинскую маску с лица. Он стал показывать коллегам на экран своего смартфона: «Я все утро просто фотографировал пропуска на телефон!»
Отметим, издание Baza сообщало, что «московским полицейским не хватило мобильников для сканирования цифровых пропусков»: «Руководство ГУ МВД по Москве поручило раздать смартфоны, которыми вооружали сотрудников во время ЧМ-2018, однако они достались далеко не всем. Телефонов с установленной программой „Помощник Москвы“ [сотрудники полиции] пока так и не получили».
Не проверил цифровой пропуск у корреспондента Znak.com и водитель Uber, приехавший по вызову (предполагается, что москвичи должны демонстрировать пропуск таксисту). Мужчина за рулем лишь осторожно поинтересовался: «У вас этот код есть?» Ответ «да» без предъявления каких-либо доказательств водителя удовлетворил. При этом накануне замруководителя департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин сообщил, что водители московских такси обязаны проверять у пассажиров пропуска. Он подчеркнул, что департамент транспорта будет ежедневно следить за ситуацией и сверять число заказов и число проверок пропусков. Правда, каким образом будет производиться та самая сверка, чиновник не уточнил. Зато отметил, что москвичи могут подавать жалобы на водителей-нарушителей с помощью приложения «Помощник Москвы».
О том, что система проверки цифровых пропусков пассажиров такси пока не функционирует, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех сервисов такси. Издание, ссылаясь на источники в компаниях, сообщает, что «водитель спрашивает пропуск „для очистки совести“».
Виноваты «недисциплинированные москвичи»
2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин писал в своем блоге, что «опыт первой рабочей недели показал», что вводить пропуска в столице «необходимости нет», потому как «большинство жителей города добросовестно выполняют требование оставаться дома». Тогда же мэр Москвы оговорился, что к этому вопросу власти города вернутся «либо при неблагоприятном развитии эпидемиологической ситуации, либо в случае роста количества нарушений домашнего режима».
10 апреля Собянин заявил, что «начиная с понедельника (6 апреля — прим. ред.), ситуация начала ухудшаться», поэтому в Москве будут введены пропуска. Отметим, что со 2 по 10 апреля число зараженных коронавирусом в Москве увеличилось почти в два раза — с 595 до 1 тыс. 124 человек. И если мэр Собянин публично заявил, что причина ввода пропускной системы — это рост числа заболевших, то в Кремле, судя по всему, считают иначе. Сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил журналистам, что «москвичи и гости столицы не проявили должной дисциплинированности по соблюдению режима самоизоляции, и только это вынудило власти города ввести пропуска». Да и утреннее столпотворение в метро из-за проверки цифровых пропусков полицией — тоже вина москвичей, считают в администрации президента. «Делать какие-то выводы и спешить с выводами на основе первого утра, как эти пропуска заработали, считаем неправильным. Возможны ли трудности? Да, возможны. Но проблема в недисциплинированности», — заявил Дмитрий Песков.
Интересно, что число выданных цифровых пропусков, по данным на 14 апреля, составляло 3,2 млн. Эта цифра почти не отличается от того числа москвичей, которые, по словам мэра Собянина, продолжают по тем или иным причинам ходить на работу.